Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц

О ГЧП

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ‒ это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.

ГЧП-проект – это инвестиционный проект в сфере инфраструктуры, реализуемый совместно публичной и частной сторонами.

На публичной стороне могут выступать органы власти любого уровня в зависимости от их полномочий и задач, решаемых проектом. Публичная сторона предоставляет необходимое имущество (включая земельные участки), а также гарантирует возврат инвестиций частной стороны, в том числе за счет бюджетных выплат.

Частная сторона берет на себя обязательства по полному или частичному финансированию проекта, обеспечению модернизации инфраструктуры и её дальнейшей эксплуатации.

Более подробная информация представлена на Инвестиционном портале Краснодарского края

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЧП

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ХАРАКТЕР ПАРТНЕРСТВА (БОЛЕЕ 3 ЛЕТ)

соглашения о ГЧП не могут быть заключены на срок менее 3 лет.

Долгосрочный характер проектов ГЧП следует из необходимости возврата вложенных частных инвестиций и комплексности таких проектов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРА НЕ ТОЛЬКО К СОЗДАНИЮ ОБЪЕКТА, НО И К ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И / ИЛИ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту.

Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частного и публичного партнера в проектах ГЧП и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков.

ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРОМ

Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером / концессионером, при этом публичный партнер/концедент вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и/или техническим обслуживанием объекта соглашения.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕХАНИЗМА ГЧП

Для публичной стороны

Для частной стороны

Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде

Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения

Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация)

Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП)

Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг

Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)

Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий

Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации

Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру)

Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)

Снижение присутствия государства в экономике

Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством

В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом

В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ СОГЛАШЕНИЙ О ГЧП, КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ГОСЗАКАЗА

Параметр сравнения

Федеральный закон № 115-ФЗ
Концессионные соглашения

Федеральный закон № 224-ФЗ
Соглашения о ГЧП

Перечень объектов

В отношении объектов, передача которых в частную собственность невозможна / нецелесообразна

Например, коммунальная инфраструктура (теплосети), транспортная инфраструктура (государственные и муниципальные дороги, дорожная инфраструктура и др.)

В отношении объектов, передача которых в частную собственность возможна / целесообразна Например, социальная инфраструктура (физкультурно-оздоровительные комплексы, дошкольные образовательные учреждения, промышленность и др.)

Минимальный срок действия соглашения

Нет

3 года

Возможность передачи объекта соглашения в залог финансирующей рганизации

Нет

Передача концессионером в залог объекта КС не допускается (ч. 6 ст. 3 Закона о КС).

Есть

Только при наличии прямого соглашения

Обязательная эксплуатация объекта соглашения концессионером /частным партнером

Есть

Нет

Существует возможность осуществления частным партнером технического обслуживания объекта соглашения (ремонта, содержания), без обязательств по эксплуатации (целевому использованию), то есть, оказания услуг потребителям (соответствующие обязанности могут оставаться за публичным партнером)

Возможность частной инициативы

Есть

Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300

Есть

Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386

Оценка эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества

Нет

Есть

Порядок проведения такой оценки утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1514

Формы бюджетного финансирования

Есть

Появилась возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объекты государственной (муниципальной собственности) в соответствии с КС, а также возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункты 5, 6 статьи 78 БК РФ)

Есть

Появилась возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункт 6 статьи 78 БК РФ)

Заключение соглашения с зарубежным юридическим лицом

Есть

Нет

Участие зарубежных инвесторов возможно через создание российских юридических лиц

СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЙ

Стороны соглашений о ГЧП

Стороны концессионных соглашений

Частный партнер:

- российское юридическое лицо

Концессионер:

- индивидуальный предприниматель;

- российское юридическое лицо;

- иностранное юридическое лицо;

- действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица

Публичный партнер:

- Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган государственной власти);

- субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона, уполномоченный им региональный орган исполнительной власти);

- муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования, уполномоченный им орган местного самоуправления)

Концедент:

- Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган государственной власти);

- субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона или уполномоченный им региональный орган исполнительной власти);

- муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования или уполномоченный им орган местного самоуправления);

- ГК «Автодор»